Как построить гараж из плит. Гараж из плит: особенности возведения

Как только стены будущего строения возведены, возникает новая проблема, чем перекрыть его крышу, ведь она должна быть максимально долговечной и надежной. В этом деле могут использоваться различные кровельные продукты и конструкции. Обычно для гаража применяют четыре следующих типа систем:

Плоская кровля

Плоская крыша

Выполнить крышу гаража, если вы выбрали плоскую кровлю, можно, но лучше пригласить специалистов. Во-первых, уже готовые плиты перекрытия уложить самостоятельно (без бригады с крановщиком) у вас все равно не получится, а во-вторых, даже заливая бетонное перекрытие вручную, вам понадобится определенный объем уже готового бетона (чтобы сделать ее за один раз), опалубка, арматурные каркасы и, конечно, помощники (уже делавшие нечто подобное).

В случае заливки монолитной бетонной плиты прямо на гараже ее обычно делают строго горизонтальной, а уклон создают позднее, укладывая утеплитель (например, керамзит).

Если же монтируются круглопустотные плиты перекрытия (или другие разновидности плит), то уклон можно создать сразу в процесс монтажа (предварительно выполнив фасадную стену выше остальных (разница высот должна обеспечивать уклон не менее 2 см на 1 метр длины плиты).

Виды погребов

Как построить погреб в гараже подходящего вида из всех существующих? Необходимо изучить все возможные варианты обустройства и выбрать приемлемый.

Обустройство погреба в гараже с хозблоком возможно двух типов — расположенные под домом или стоящие отдельно. Поскольку интересующий нас своими руками погреб в гараже не строится отдельно, то его вид можно определить глубиной размещения.

Полностью заглубленный

Наиболее популярная разновидность подземных хранилищ, яма которых копается на 3 метра вглубь. Такое обустройство требует изучения уровня грунтовых вод. Оптимальным будет дно конструкции на полметра выше подземной воды.

Полузаглубленный

Такое хранилище можно сделать даже на переувлажненных местностях, поскольку его глубина всего около метра. Стены такой ямы заливаются шлакобетоном или обычным бетонным раствором, выкладываются кирпичом. Гидроизоляция требует применения оклеечного типа или обмазки.

Выбор стройматериала для перекрытия крыши

В наше время широкий выбор продуктов, предоставленных в строительных магазинах, затрудняет выбор.

Наибольшей популярностью пользуются профнастил, асбестоцементный и ондулиновый шифер.

Среди преимуществ перечисленных материалов – их низкая цена, доступность установки, монтаж не требует каких-то специальных навыков. Более привлекательна внешне, но и более дорогая битумная черепица также пользуется спросом.

Перечислим особенности каждого материала:

К жестким кровлям относятся шифер, металлочерепица и профнастил. К мягким – толь, рубероид и еврорубероид.

  1. Профнастил и металлочерепица представляют собой оцинкованные металлические листы, иногда на них еще встречается полимерное покрытие. Преимущества – относительно маленький вес, прочность, большой срок эксплуатации, легкий монтаж (крепление лучше всего проводить саморезами).
  2. Шифер – это легкий и гибкий волнистый продукт для кровли, который изготавливается из натуральных волокон, битума и всевозможных минеральных веществ. Срок его эксплуатации – до 50 лет. Покрыть крышу данным материалом реально своими руками. Преимуществами ондулина и асбестоцементного шифера являются хорошая устойчивость к грибкам, плесени и кислотам, низкое поглощение воды. Есть и недостатки: низкая устойчивость к резкой смене температуры, размягчение листов летом.
  3. Битумная черепица считается мягким материалом, который включает в себя битум. Ее монтаж довольно-таки несложный процесс, продукт просто приклеивается на основание из обрезной доски, ОСП или простой фанеры. Изготавливается черепица по современным технологиям, что повышает ее устойчивость к перемене температур и климата, повышает защиту от коррозии и гниения.
Читайте также:  Железобетонные плиты: виды, характеристики и области применения

Особенности утепления бетонного гаража

Отделка бетонного гаража

Слишком низкие температуры в гараже – это плохо, но и слишком высокие – не лучше. При теплоизоляции помещения важно не переусердствовать. Иногда в погоне за сбережением тепла владельцы гаражей утепляют все щели, забывая о тои, что в любом помещении должна быть вентиляция. Иначе влага будет скапливаться, образовывать конденсат, появится затхлый запах. В бетонном гараже следует предусмотреть вентиляционное отверстие. Наиболее приемлемой температурой для содержания автомобиля считается + 5 градусов. Утеплять гараж можно как изнутри, так и снаружи.

У внутреннего утепления есть ряд недостатков:

  1. Утеплители, даже самые качественные, выделяют небольшие количества токсических веществ.
  2. Всегда существует риск того, что стены гаража в зимний период будут промерзать.
  3. При внутренней отделке слой изоляции уменьшает пространство.

Наружное утепление бетонированного строения предпочтительнее, оно надежно защитит помещение от промерзания, но и у него есть ряд «минусов». Прежде всего, это значительные расходы на строительные материалы.

Важно! Наружное обустройство — процесс довольно трудоемкий. Помимо утеплителя придется делать отделку, чтобы строение выглядело привлекательно.

Но все же в каждом способе утепления есть и свои плюсы. Раз сделав такую отделку, можно на долгие годы обеспечить оптимальные условия в гараже. Можно монтировать и двойное утепление, главное, выбрать качественные материалы и правильно провести строительные работы.

Листовая односкатная крыша своими руками: пошагово для гаража

В отличие от бетонной крыши, конструкции, предусматривающие использование листового кровельного материала, являются более универсальными – они с одинаковым успехом подойдут как для капитальных гаражей, изготовленных из кирпича и прочих блоков, так и для легких каркасных построек данного типа. Единственный нюанс заключается в некоторой ненадежности – такую крышу довольно легко вскрыть, и для злоумышленников она может представлять собой лакомый кусочек. В общем, вариант не для гаражных кооперативов и уж тем более не для гаража, находящегося в отдаленных от большого скопления людей местах. А для гаража, расположенного в своем дворе, этот вариант подойдет хорошо.

Листовая односкатная крыша своими руками: пошагово для гаража

Как делается односкатная крыша для гаража из профнастила своими руками? Можно сказать, что элементарно – подобные кровельные материалы представляют собой некоторое подобие детского конструктора для взрослых, для сборки которого нужно лишь знать правила и уметь пользоваться инструментом. С инструментом придется разбираться самостоятельно, а вот о правилах, а вернее о последовательности сборки конструктора данного типа, мы вам расскажем. Выглядит эта последовательность следующим образом.

В принципе, все, но для того чтобы конструкция односкатной крыши для гаража из листового материала была полной, дополнительно нужно осуществить ее подшивку снизу. Для начала между балками нужно заложить утеплитель, потом затянуть крышу паробарьером (устанавливается точно так же, как и ветрозащитная пленка) и только после этого крышу в гараже можно подшивать любым понравившимся вам материалом. Это может быть и ОСБ, и пластиковые панели, и если вы уверенны в надежности своей крыши, даже гипсокартон. Здесь решать вам.

Листовая односкатная крыша своими руками: пошагово для гаража

В заключение темы об устройстве односкатной крыши для гаража скажу несколько слов о выборе кровельного материала. В принципе, подойдет любой, который вам понравится, но здесь нужно обратить внимание на его толщину – все просто, чем она больше, тем надежней будет крыша. Естественно, не следует забывать о разумных пределах.

Читайте также:  Монтаж каркасно-обшивных перегородок: пошаговая инструкция

Железобетонный гараж плюсы и минусы

Стоит поговорить о плюсах и минусах постройки из плит.

Положительные моменты:

  • высокая прочность, надежность (только при условии полного соблюдения всех технологических требований, а также строительных норм и правил);
  • возможность создавать строения любых размеров и по индивидуальному проекту;
  • простота ремонтных работ — заделка трещин и выбоин цементным раствором;
  • мобильность возможность демонтажа, с последующей установкой в другом месте;
  • долговечность;
  • возможна комплектация полом и воротами.

Отрицательные моменты также присутствуют:

  • большие расходы на транспортировку, наем спецтехники и бригады мастеров;
  • потребность в дополнительной гидроизоляции кровли, которая в основном плоская и покрывается рулонным материалом;
  • наличие конденсата на стенах в холодное время года, за счет перепадов температур.

Важно! Для улучшения эксплуатационных характеристик желательно утеплить стены и потолок с помощью наружной отделки с применением утеплителя (пенопласта) и пластиковых панелей, вагонки.

Мансардная крыша гаража

Мансардная крыша гаража

Многие автовладельцы над основным помещением гаража делают мансарду, где устраивают полноценную мастерскую. При этом крышу часто выполняют ломаной формы с различными углами уклона. Если угол уклона крыши составляет более 45 градусов, использование тяжелых материалов, например, шифера или толстого листового железа, ведет к увеличению нагрузки на стропильную систему. В этом случае лучше выбирать крышу из металлочерепицы, профнастила или ондулина, а также выполнять утепление кровли и хорошую гидроизоляцию.

Рассчитываем количество расходного материала

Неписанное правило гласит, что перед тем, как отрезать, нужно несколько раз правильно отмерить. За основу расчета берутся размеры – ширина и длина корпуса гаража: они определят количество профлиста без учета угла наклона и нахлеста. Пользуясь тригонометрией, вычисляют гипотенузу – это будет длина листа, она же совпадает с чистовой длиной прогонов.

Количество элементов зависит от протяженности строения и шага (расстояния между соседними). Обычно чаще, чем через 60-90 сантиметров их не размещают. Кроме того, учитывают расход материала на обрешетку: это деревянный брус, уложенный крест-накрест, чтобы создать опорную поверхность для листа. Обязательно учитывают расход на раскрой и напуск материала, в среднем, это 20 %.

Рассчитываем количество расходного материала

Все полученные цифры округляют в большую сторону. Не помешает заранее уточнить размеры профлиста и мерные длины проката (бруса) для каркаса: они повлияют на расход. Лучше «ошибиться» в большую сторону, чем в меньшую.

Резка плит

Иногда, чтобы установить плиту, необходимо ее разрезать. Технология предусматривает проведение работ болгаркой с диском по бетону. Разрезать плиты ПК и ПТ по длине нельзя, поскольку в опорных зонах у них расположено усиленное армирование. Если опереть такую обрезанную плиту, то один край буде ослаблен, по нему пойдут серьезные трещины. Резать плиты ПБ по длине можно, это связано с особенностями способа изготовления. Под место разреза укладывают брус или доску, что облегчит работу.

Разделение по длине выполняют по ослабленной части сечения – отверстию. такой способ подходит для ПК, но не рекомендуется для ПБ, поскольку ширина стенок между отверстиями у них слишком мала.

После установки отверстия в зонах опирания на стены заливают легким бетоном или забивают минеральной ватой. Это необходимо для обеспечения дополнительной прочности в местах защемления в стены.

Конструктивные элементы вальмовой крыши

Устройство стропильной системы вальмовой крыши предполагает наличие следующих элементов:

Элементы вальмовой кровли

  1. Стропильные ноги (стропила) – основные несущие конструкции (имеются только у прямоугольных вальм), представляют собой наклонные балки, опирающиеся одним концом на мауэрлат, а другим на коньковый ригель.
  2. Нарожники – стропильные ноги, опирающиеся верхним и нижним концом на накосные ноги. В качестве нижней опоры часто выступает и мауэрлат. Эти элементы являются основными конструктивными частями квадратной вальмовой кровли. При прямоугольной форме здания в плане используются совместно с обычными стропилами, шаг и сечение совпадают.
  3. Накосные ноги – диагональные стропила, образующие торцовые скаты. В нижней точке они опираются на угол здания. Имеют обычно большее сечение, чем рядовые стропильные ноги. На них опирают нарожники.
  4. Коньковый ригель – горизонтальная балка, располагающаяся в центральной части здания (отсутствует при квадратной форме строения). Конструкция вальмовой крыши предполагает наличие по нее стоек (при двускатной кровле опирание происходит на фронтоны). Является верхней опорой для наклонных балок.
  5. Мауэрлат – балка, устанавливаемая по обрезу стены с внутренней стороны. Обеспечивает нижнюю опору для стропил, равномерно распределяет по стенам вертикальную составляющую нагрузки и воспринимает горизонтальную (распор). В брусовом или бревенчатом доме мауэрлатом служит верхний венец стеновой конструкции.
  6. Подкосы – наклонные стойки, подпирающие стропила, накосные ноги или ригель. Промежуточные опоры позволяют уменьшить сечение несущих элементов. Стропильная система вальмовой крыши предполагает установку подкосов под углом 60 или 45 градусов относительно горизонтальной плоскости.
  7. Стойки – вертикальные промежуточные опоры.
  8. Шпренгели – горизонтальные балки, диагонально укладываемые в угол здания. Они обеспечивают опору под стойку, установленную для подпирания накосной ноги. Такая конструкция передает нагрузку на перпендикулярные стены и используется, когда нет возможности установить стойку на перекрытие. Например, посередине железобетонной плиты устанавливать опорную стойку нельзя, поскольку плита выдерживает определенную нагрузку, в которой главной составляющей является масса мебели, оборудования и людей.
  9. Схватка – горизонтальный элемент, который стягивает стропила не давая им разъезжаться, может располагаться в уровне мауэрлата или выше.
  10. Обрешетка – доски или бруски небольшого сечения, укладываемые перпендикулярно стропилам поверх них. Служат основанием для кровельного материала. Вальмовая крыша своими руками часто возводится с установкой разреженной обрешетки (через одну доску), но нужно помнить, что в особо ответственных местах (ендовы, карнизы) обрешетка выполняется сплошной.
  11. Контробрешетка – бруски или доски небольшого сечения. В конструкции кровли используются не всегда. Устанавливаются поверх стропильных ног, параллельно им под обрешетку. Нужны, чтобы приподнять обрешетку над утеплителем между стропилами, обеспечивая тем самым необходимый вентиляционный зазор.
  12. Кобылки – доски, прикрепляемые к нижнему концу стропил, обеспечивающие необходимый вылет карниза.
Читайте также:  Как рассчитать арматуру на монолитную плиту

Висячие стропильные ноги предусматривают отсутствие ригеля. Они чаще всего применяются при необходимости организации свободной планировки и отсутствие центральной стены. В этом случае опоры под местом соединения нет. Наклонные балки скрепляются между собой на гвозди. Дополнительно в месте соединения предусматривают деревянные накладки толщиной 22-25 см с обеих сторон стропильных ног. Эти накладки стягивают с помощью шпилек или болтов.

Чтобы выполнить закрепление стропил в нижней точке, в мауэрлате делается врубка. Наклонные элементы устанавливаются и закрепляются с помощью гвоздей или металлических уголков. Нарожники к накосным элементам присоединяются встык, в одном уровне.

Для сопротивления кровли ветровым нагрузкам, старающимся сорвать ее, предусматриваются скрутки из проволоки, которые соединяют нижний конец стропил со стеной. В стену скрутка закрепляется на ерш (крепежное приспособление).

При строительстве стен из деревянных материалов вместо скруток можно применять скобы. Скрутки или скобы устанавливаются на каждую стропильную ногу или через одну. Если построить стропильную систему правильно с грамотным подбором сечения и шага стропил крыша прослужит долгое время.